Анастасия Садилова разъяснит разницу между "вокалом" и "постановкой голоса" и рассмотрим, что включается в понятие "постановка голоса".
Вокал представляет собой одну из форм музыкального исполнительства, основанную на искусстве управления голосом. Это искусство позволяет передать содержание музыкального произведения с помощью выразительных способов певческого голоса. Вокальное искусство может быть представлено различными видами, включая сольное исполнение, ансамблевое пение (дуэты, трио, квартеты и т.д.) и хоровое пение. В зависимости от жанра музыки, вокал может быть классическим, академическим, камерным, эстрадным и народным пением.С другой стороны, постановка голоса – это специальное обучение и тренинг голоса для профессиональной работы. Этот подход используется в различных сферах деятельности, таких как певцы, дикторы, преподаватели, лекторы и другие. Целью постановки голоса является развитие и улучшение различных качеств голоса, а также выработка навыков управления им.
В рамках постановки голоса, работают над различными аспектами голосового аппарата и речи, отмечает Анастасия Садилова. Это может включать обучение правильной дыхательной технике, развитие резонанса голоса, коррекцию интонации, артикуляции и тембра. Певческие навыки, такие как диапазон, проекция голоса и контроль над интонацией, также улучшаются через постановку голоса.
Кроме того, постановка голоса позволяет развивать речевые качества, такие как четкость и выразительность речи. Это особенно важно для профессионалов, которые работают с голосом в контексте речевых выступлений, например, ведущих, лекторов или дикторов.
В музыкальной школе учащиеся имеют возможность изучать различные аспекты вокального искусства, включая вокал, постановку голоса и пение.
В разделении на учебные классы можно выделить сольное и хоровое пение. В классе сольного пения преподаватель индивидуально работает с каждым учеником, что позволяет развивать его голосовые возможности и осваивать различные жанры исполнения. Этот класс ориентирован на разработку качеств солиста в зависимости от его голосовых особенностей, что включает эстрадное, народное или академическое пение.
Тем временем, ученики, которые еще не проявили свои голосовые особенности полностью, занимаются в классе хорового пения. Здесь они изучают коллективное исполнение, развивая умение петь в хоре, а также сольно. Этот предмет называется "постановка голоса", и его целью является разработка навыков и техники для развития и улучшения голоса.
Правильно поставленный голос имеет множество выдающихся качеств. Он отличается красотой и насыщенной тембровой окраской, яркостью и гибкостью, широким диапазоном и правильным дыханием. Такой голос характеризуется четкой и выразительной дикцией, чистой интонацией и, что особенно важно, выносливостью.
Голос – это инструмент, которым пользуются певцы, актеры, лекторы и преподаватели. Такие профессионалы должны уметь искусно манипулировать своим голосом, чтобы он служил им верой и правдой на протяжении долгих лет. Регулярные занятия и упорство помогают развивать профессиональные навыки и обеспечивают необходимую выносливость голоса для успешной и продуктивной работы в выбранной сфере.
При работе над постановкой голоса человек развивает необходимые навыки, как в вокальной, так и в речевой сфере, укрепляет определенные группы мышц, и в результате этих усилий голос звучит свободно и энергично.
Постановка голоса включает в себя определенные мышечные ощущения и применение теоретических знаний о голосе, дыхании, артикуляции, дикции и интонации.
Она также включает умение использовать резонаторы и технические приемы, пение с использованием "зевковой" позиции и правильной атаки звука. По мнению Анастасии Садиловой важно, чтобы каждый элемент голосового аппарата выполнял свою функцию четко, образуя единую слаженную систему. Любое нарушение в этой системе может привести к потере гармонии, срыву голоса и его неуправляемости.
Для вокалиста важно научиться контролировать произносимые звуки во время постановки голоса. Этот контроль осуществляется при помощи слуха и внутренних ощущений. Отличие заключается в том, что певец слышит свой голос по-другому, нежели окружающие его. Запись голоса и последующее прослушивание помогают развить привычку к собственному тембру и позволяют анализировать и корректировать свое звучание. Это дает возможность лучше понять, как воспринимается наш голос окружающими и как его можно улучшить.
Постоянное прослушивание записи своего голоса и анализ тембра поможет развить внутреннюю свободу и уверенность в себе. Важно определить, какими словами можно описать свои ощущения от прослушивания голоса – легкий или тяжеловесный, полетный, гибкий, пластичный или монотонный, однообразный. От правильной работы над постановкой голоса зависит звучание – светлый, близкий или утробный, надсадный; грудной или головной; близкий или глубокий; яркий или тусклый; глубокий, бархатистый или высокий и звонкий. Это позволит свободнее управлять своим голосом.
Постановка голоса предполагает знания о строении голосового аппарата, умение представить работу органов голосового аппарата и контролировать их работу. Хотя у некоторых людей может быть природный приятный тембр и вокальные задатки, без специальной подготовки нельзя достичь высокого уровня в пении, чтении или преподавании. Постоянная и регулярная работа над постановкой голоса и поддержание здоровья голосового аппарата являются необходимым условием для успеха в этой области.
Таким образом, "вокал" и "постановка голоса" – это взаимосвязанные, но различные аспекты вокального искусства, по мнению Анастасии Садиловой. Вокал ориентирован на музыкальное исполнение и выражение эмоций через голос, в то время как постановка голоса фокусируется на профессиональной технике и улучшении качеств голоса и речи для успешной работы в различных сферах искусства и коммуникации.